Страна

На что живут профильные классы и подшефные училища силовых ведомств? Разбиралась Мария Портнягина

На что живут профильные классы и подшефные училища силовых ведомств? Разбиралась Мария Портнягина

Кадетская вертикаль

Массовое кадетское образование — феномен наш, российский. Нет силового ведомства, у которого не было бы «своих» классов или училищ. И с каждым годом их все больше. Спрос со стороны родителей — колоссальный. При этом система кадетского обучения законодательно не оформлена и функционирует фактически стихийно. Уже готова концепция кадетского образования в РФ. Предполагается, что она будет принята до конца года. В сути явления разбирался «Огонек»

Возникновение кадетской вертикали с профильными классами и подшефными училищами самых разных силовых ведомств — главная новость на рынке отечественного образования. Сегодня в России кадетами числятся почти две сотни тысяч детей. Из них четверть учится в кадетских корпусах и училищах — вместе это так называемые образовательные организации кадетского типа (ООКТ). Остальные — в кадетских классах при обычных школах, их по стране более 7 тысяч. Тех самых ООКТ в России около 200, минимум 41 учреждение находится в ведении федеральных министерств и ведомств, причем преимущественно силовых. За оставшиеся полторы сотни ООКТ и классы формально отвечают Минпросвещения и субъекты РФ. Особая категория — казачьи кадетские организации.

Легко догадаться, что самая разветвленная подведомственная кадетская сеть у Минобороны. Информация, сколько именно кадет обучается под опекой военных, министерством не разглашается. На запрос «Огонька» в Минобороны ответили так: у них 6 президентских кадетских училищ, 10 суворовских военных училищ и одно нахимовское (с тремя филиалами), 5 кадетских корпусов, 3 кадетские школы для одаренных детей (спортивная, инженерная, «IT-технологий»), Московское военно-музыкальное училище и специально для девочек — Пансион воспитанниц.

Следующие по массовости — защитники правопорядка. Так, в системе МВД — 6 суворовских военных училищ и один кадетский корпус (всего 1300 детей). В целом по стране действуют около 200 образовательных организаций с названиями «кадетский корпус полиции», «колледж полиции», «лицей полиции» и «полицейский класс», и общее число обучающихся достигает 16 тысяч кадет. У Росгвардии — одно президентское кадетское училище, но также она сотрудничает с 20 ООКТ (более 4 тысяч кадет). Плюс к этому ведомство шефствует над кадетскими классами в более чем 100 школах по всей России, число подшефных кадет в них свыше 2 тысяч детей.

Что еще известно? Под крылом МЧС — 3 кадетских корпуса. Из открытых данных следует, что по одному кадетскому корпусу имеется у ФСБ и Следственного комитета, подшефная молодая поросль есть у Генпрокуратуры и МИДа. Минюст в официальном ответе наличие подведомственных кадетских организаций не признал, однако в относящейся к министерству Федеральной службе исполнения наказаний «Огонек» заверили: ФСИН взяла шефство над кадетскими классами в 28 российских регионах — от Калининграда до Амурской области.

Такова ситуация сегодня. И тренд — лишь на увеличение сети кадетского образования. Одно только Минобороны в следующем учебном году собирается открыть очередное президентское кадетское училище (в Кемерово) и филиал Пансиона воспитанниц (в Санкт-Петербурге).

Помимо того, в России сегодня действуют минимум три частных кадетских корпуса — в Москве, Подмосковье и Кирове (родителям это удовольствие стоит от 20 тысяч рублей в месяц).

Чем объяснить этот феномен? Прежде всего колоссальным родительским спросом, свидетельствующим, судя по всему, о недоверии к сложившейся системе школьного образования. Министерства же и ведомства, организующие кадетские классы и училища, убивают сразу двух зайцев: согласно их отчетам, организуют патриотическое воспитание молодежи и проводят среди нее раннюю профориентацию.

Не забалуешь

На что живут профильные классы и подшефные училища силовых ведомств? Разбиралась Мария Портнягина

— Я выбрала для сына кадетское обучение исключительно из-за царящей там дисциплины, потому что он в свое время, что называется, ходил на голове,— объясняет москвичка Алена.— И план сработал: порядок и дисциплину ему привили, при этом солдафоном ребенок не стал, остался таким же живым и непосредственным.

Александр, сын Алены, несколько лет проучился в кадетском корпусе, но в этом году она перевела его в кадетский класс в обычной школе — ближе к дому. Дело в том, что в кадетских корпусах и училищах принята интернатная система, то есть с утра понедельника до вечера пятницы ребята находятся на учебе и домой приезжают лишь на выходные (если не остаются в наряде за плохое поведение или отметки). При этом, замечает Алена, у кадетского класса и корпуса много общего. Прежде всего обучение и форма за казенный счет. Кадету, по идее, полагается три комплекта одежды (парадная, повседневная, полевая) и две пары обуви (на теплый и холодный сезоны).

Главное же — распорядок дня, который дисциплинирует и детей, и родителей. «Каждый день в 8 утра построение, невзирая на погоду (ну разве что за окном проливной дождь или минус 30),— рассказывает мама кадета.— Обучение не ограничивается строевой подготовкой. В кадетском корпусе у сына был упор на английский язык, а сейчас — на физику и математику. Только физики четыре урока в неделю!»

— Мы с мужем осознанно выбрали кадетский класс в обычной школе,— делится своим опытом Анна, мама кадета Ильи.— Благо такой класс есть в каждой параллели, но попасть в него нелегко — нужны отметки не ниже четверки по всем предметам. В кадетских классах в нашей школе более высокий уровень подготовки учителей (когда-то эти классы были «лицейскими»), да и то, что кадет приучают к порядку, тоже показалось нелишним.

Как правило, помимо классного руководителя в кадетском классе имеется еще и куратор, обычно из числа бывших военных. «У нашего класса куратор в чине подполковника,— рассказывает Анна.— Кадетам, кстати, тоже присваивают звания, их повышают за отличную учебу, успехи в строевой подготовке. Это, например, вице-ефрейтор, вице-младший сержант и так далее. К реальным званиям они отношения не имеют, но ребята такое отличие ценят. За год самым успешным удается подняться на две ступеньки. Есть и медали отличия, которые кадеты надевают по праздничным дням и на парады».

Какие парады без кадет? В День Победы они маршируют на Красной площади. Последняя демонстрация строевого шага состоялась недавно — на параде, приуроченному к празднику 7 ноября. Есть для них и другие особые мероприятия — например, ежегодно в Москве в начале декабря (в этом году это 12-е число) проходит бал кадет. Ребят заранее обучают танцам: мазурке, полонезу, вальсу…

Впрочем, в будни это все же строевая подготовка: практическая часть (построение, движение на плацу, сбор-разбор автомата) и теоретическая (какие бывают войска, виды снаряжений, биографии великих полководцев, даты военной истории). А еще подготовка к сдаче норм ГТО (это плюс к обычным урокам физкультуры): работа с прессом, растяжка, прыжки в длину, у мальчиков — подтягивание, у девочек — отжимание.

Правда, все это, что называется, программа-максимум.

— Моя дочь — первоклашка. Отдала ее в кадетский класс в ближайшую к дому школу, которую окончила сама,— говорит жительница Волгограда Катя, мама кадета Арины.— Никаких вступительных испытаний, справка о состоянии здоровья — и все, зачислена. Над нашим классом шефствует полиция. К кадетам регулярно приходит командир. В званиях я не разбираюсь, короче, видный мужчина в форме, который строит наших детей. И это неплохо: в классе 30 учеников, двое — непослушные мальчишки, с которых за плохое поведение даже снимали погоны на неделю, так что командир — реальная подмога учительнице.

Форму дочке Катя, как и весь класс, покупала сама — в ателье «по наводке школы». «В принципе, мне нравится форма, но качество не очень — синтетика,— жалуется мама кадета.— При этом дорогущая: комплект (брюки, юбка, белая и голубая рубашка, китель) стоил больше 7 тысяч рублей». Для Кати, которая работает продавцом овощей, это существенная сумма. Но мама выбором довольна: помимо обычных предметов «еще и кадетские — строевая подготовка, психолог, ОФП в дополнение к физкультуре».

Выходит, родители ценят кадетское обучение прежде всего за дисциплину. О перспективе влиться в ряды силовой структуры речь не идет. «Среди родителей ходят разговоры о льготах при поступлении в вузы, но ничего конкретного»,— говорит Алена. «Обещают, что кадеты с хорошей успеваемостью будут нести пост у Вечного огня, попадут на экскурсию в нашу Академию МВД, вот и все пока»,— замечает Катя.

Дивный старый мир

На что живут профильные классы и подшефные училища силовых ведомств? Разбиралась Мария Портнягина

Кадетское образование кажется современным изобретением, если не знать 300-летней истории российского кадетства (подробнее см. Архив). До 1917 года это была элитная подготовка служилого слоя — военных и гражданских служащих, преимущественно из числа дворян. В советское время с появлением суворовских и нахимовских военных училищ (1943 год) акцент сместился на воспитание мальчишек, оставшихся во время войны без родителей, и подготовку офицерского состава. Повторить опыт попытались уже в новой России, когда в начале 1990-х стали открываться кадетские корпуса. В ХХ веке кадетские училища стали ответом на вызовы трудного времени.

— Еще 25 лет назад слова «кадетский корпус» никто не выговаривал, а сегодня по всей стране их уже две сотни,— рассказывает «Огоньку» член совета Минпросвещения по кадетскому образованию, почетный председатель Открытого содружества суворовцев, нахимовцев и кадет России, выпускник Московского СВУ 1963 года, генерал-майор в отставке Александр Владимиров.

Так, в 1993 году в Москве на базе общеобразовательной школы был открыт Первый Московский кадетский корпус (ПМКК), отметивший в этом году юбилей. Инициаторами выступили так называемые первые кадеты (выпускники дореволюционных корпусов, эмигрировавшие после 1917 года), приехавшие с этой целью в Россию, и старшие кадеты (первые выпускники суворовских и нахимовских военных училищ). Они построили кадетский корпус на свои деньги и первые несколько лет полностью обеспечивали содержание кадет. «Но стало невмоготу, поэтому передали корпус московской мэрии,— вспоминает Александр Иванович.— Привезли туда Лужкова, показали. Он сразу все понял и распорядился сделать 20 таких корпусов. Правительство Москвы нас отметило и за концепцию кадетских классов. Это была идея содружества суворовцев».

— Первые кадетские корпуса были негосударственные, они появились в Москве, Санкт-Петербурге, на Кубани создавались казачьи корпуса,— рассказывает военный психолог Алексей Захаров, в начале 1990-х работавший в ПМКК.— На мой взгляд, первые выпуски Московского корпуса — большая удача в системе образования. Офицерами-воспитателями там служили выпускники суворовских училищ. Надо признать, что в СССР сумели возродить лучшие традиции царского кадетского образования, и они передали их новому поколению — не только знания, но и нравственное воспитание, гражданственное мышление. Кто-то из выпускников ПМКК служит, кто-то ушел в бизнес, но по-прежнему они собираются, помогают друг другу.

Рожденные резолюцией

«В Кронштадте открылся первый в России после 1917 года Морской кадетский корпус,— писал «Огонек» осенью 1996 года.— Руководство ВМФ выделило для него территорию военного городка бывшего отряда подводного плавания, командировало офицеров и мичманов. Петербургская мэрия не пожалела 10 млрд рублей на ремонт здания, обеспечила ребят формой и учебными пособиями. Кандидатов (конкурс был 4 человека на место!) просматривали две комиссии — военно-медицинская и социально-психологическая. Из 74 воспитанников первого набора, разбитых на три взвода (5-й, 6-й и 7-й классы), треть — сироты, дети из неполных семей… Цель благая — увести мальчишек с улицы, научить уму-разуму, обеспечить достойную жизнь».

Журнал описывал, как устроен кадетский корпус: «Трехэтажная, с полкилометра длиной, казарма с гранитными блоками по периметру, построенная 150 лет назад для обороны острова, изнутри выглядит современно и функционально. Просторные классы и кубрики, отличная мебель. Ребята одеты с иголочки: тельняшки, бушлаты, бескозырки с лентами, рабочие робы, даже у коротышек шинели по росту — спецзаказ. Содержание воспитанника обходится в 1 млн 400 тысяч рублей ежемесячно. На камбузе не жестяные кружки с мисками, а фирменная посуда с военно-морской символикой, изготовленная фарфоровым заводом им. Ломоносова. Он же открыл лицевые счета для сирот, положив по миллиону рублей под хороший процент. Местные бизнесмены выплачивают каждому мини-стипендию».

Но уже в середине 1990-х началось встраивание кадетских корпусов в государственную систему образования. В 1997–1998 годах вышли постановления президента о суворовских и нахимовских военных училищах (в ведении Минобороны) и кадетских корпусах (корпусах-интернатах) — по сути, это первое официальное оформление кадетского образования. После чего корпуса и классы стали открываться по всей стране. А Морской кадетский корпус в Кронштадте полностью перешел под крыло Минобороны.

— Когда кадетское образование стало массовым, эти учреждения утратили элитарность, как было при «царе-батюшке» и в советские годы,— резюмирует Алексей Захаров.— В массовом сознании они стали, с одной стороны, местом, где можно уберечь ребенка от вызовов внешней среды, с другой — местом по исправлению детей. Случалось, родители пытались засунуть «сложного» ребенка в кадетский корпус. Бывало даже, что он проходил конкурс, поступал, но учиться не мог. Ведь здесь учиться и физически, и морально тяжело. Надо понимать: кадетское обучение не для всех. А сегодня это вообще превратилось в профанацию!

Деньги

Атрибут кадета — форма. В царское и советское время она строго регламентировалась. Сегодня, если речь не о подведомственных училищах и корпусах, вольница: компании по пошиву одежды на ней зарабатывают, а родители платят

Средние цены на повседневную кадетскую форму (в рублях)*

*В каталогах магазинов и ателье одежда маркируется как кадетская, но зачастую это обыкновенные, например, брюки для мальчиков и юбки для девочек темных цветов

Для мальчика

Брюки 1500–2000

Галстук 110–160

Фуражка 900–1300

Туфли 2200–3000

Для девочки

Юбка 1300–1600

Галстук-бант 110–130

Пилотка 500–650

Туфли 2200–2600

Общее

Рубашка 850–1000

Китель 3500–4500

Погоны 120–150

Шеврон 50–90

Во-первых, замечает эксперт, нет отбора обучающихся, как прежде. Во-вторых, отсутствует система подготовки воспитателей. «Если исторически кадета ориентировали на государственное служение: после окончания корпуса или училища он выбирал, куда идти учиться дальше, то сегодня подведомственные корпуса и классы такого выбора не дают»,— подчеркивает Захаров.

Вне закона

— Кадетские корпуса, училища, классы есть, кадетские смотры есть, кадеты участвуют в парадах, маршируют на Красной площади. Но! По закону всего этого не существует,— говорит Дмитрий Нестеров, член совета Минпросвещения по кадетскому образованию, председатель РОО «Московские суворовцы», сопредседатель Открытого содружества суворовцев, нахимовцев и кадет России, выпускник Московского СВУ 1983 года.— Кадетское обучение очень востребовано родителями. А школы — при нынешнем подушевом финансировании — пытаются приманить к себе ребят историей кадет, антуражем… За модой и формой потерялось содержание.

Нестерова и его единомышленников по кадетскому движению беспокоит то, что «вымарывается духовная, православная составляющая, ведь исторически кадетским называлось воспитание, а не образование, но законодательно этого не пропишешь».

Сегодня деятельность кадетских учреждений в России регламентирована единственной статьей — 86-й — закона «Об образовании». Согласно последней это «обучение по дополнительным общеразвивающим программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества». В статье перечисляются виды образовательных организаций: президентское кадетское училище, суворовское военное училище, нахимовское военно-морское училище, кадетский военный корпус, кадетская школа, казачий кадетский корпус, военно-музыкальное училище… О кадетских классах, наиболее массовой форме кадетского образования, вообще ни слова — по закону их нет!

В статье также указаны категории детей, имеющих преимущественное право приема в эти учебные организации (дети военных, сотрудников органов правопорядка и т.д.), и оговаривается право учащихся кадетских учреждений на бесплатный проезд любым транспортом, за исключением такси.

Такова правовая рамка кадетского образования на сегодня. А, как водится, нет явления — нет и статистики по нему. На свой запрос «Огонек» получил от Минпросвещения довольно расплывчатые данные: «В России существует десятки тысяч кадетских классов и более 200 организаций кадетского типа, подведомственных различным министерствам и ведомствам РФ, а также несколько частных Порядок финансирования и материально-технического оснащения образовательных организаций кадетского типа каждое министерство и ведомство определяет самостоятельно».

Вот, например, как определяет этот порядок ФСИН: «Лимиты бюджетных ассигнований на финансирование кадетских классов в ФСИН России не предусмотрены и выделение денежных средств на какое-либо материальное обеспечение их деятельности не представляется возможным». При этом служба, согласно официальному ответу на запрос «Огонька», «проводит с кадетами занятия по физической подготовке, организует уроки мужества с участием ветеранов ВОВ, военно-спортивные походы…»

Получается, вроде как сотрудники тюрем готовят себе смену из числа учащихся кадетских классов на волонтерских началах. Нет ясности по этому вопросу и по другим министерствам и ведомствам, шефствующим над кадетами. Словом, темная материя. Понять, кто платит за кадетскую форму (за исключением тех случаев, когда это делают родители), отработку строевого шага на плацу и подготовку к сдаче ГТО, невозможно.

Стоит ли удивляться, что нашлись желающие выстроить кадетское образование по своему уставу?

Строители вертикали

На что живут профильные классы и подшефные училища силовых ведомств? Разбиралась Мария Портнягина

«Отца у российских кадет до сих пор нет,— сетует Дмитрий Нестеров, составитель петиции, адресованной президенту РФ, опубликованной на сайте Change.org и собравшей порядка 7 тысяч подписей.— Приведение системы кадетского воспитания и образования к единому стандарту возможно только под руководством первого лица страны». Подобно тому, как это было при Петре I, отмечается в обращении, когда «руководство воспитанием и обучением кадет осуществлял лично император», и позже, когда «Иосиф Сталин создал суворовские и нахимовские училища, взяв за основу дореволюционное кадетское образование, и лично курировал процесс».

То есть, следует из петиции, нужна кадетская вертикаль. А работа по ее созданию, пусть и незаметная широкой аудитории, но планомерная и обширная, ведется уже не первый год.

— Три года назад на заседании Общественной палаты первый заместитель секретаря Герой России Вячеслав Алексеевич Бочаров поднял вопрос о кадетском образовании перед президентом,— рассказывает Дмитрий Нестеров «Огоньку».— Владимир Владимирович дал поручение разобраться. В рамках ОП прошло большое число заседаний. И, наконец, в начале 2016 года был создан совет по кадетскому образованию. В рамках работы совета был подготовлен проект концепции кадетского образования как системы подготовки госслужащих, готовых служить России с детства и до конца своей жизни. Концепция прошла экспертную оценку и была одобрена советом. Планировалось направить ее на утверждение в правительство в конце 2018 года. Но из-за разделения Минобрнауки на два министерства вопрос оказался подвешенным.

В составе этого совета значатся три десятка человек, председатель — министр просвещения Ольга Васильева. В него входят сотрудники различных департаментов федерального министерства, министерств образования отдельных регионов, представители полпредств президента в федеральных округах, МЧС, МВД, ФСБ, ОНФ, кадетских объединений, а также РПЦ и Всемирного русского народного собора. Представителей Минобороны в совете при этом нет.

По данным Минпросвещения, «в настоящее время происходит частичное обновление и подтверждение полномочий основного состава совета по кадетскому образованию, в ближайшее время планируется провести обновленный совет и принять концепцию».

Будущее в касках

Концепция кадетского образования, точнее проект, существует в двух видах. Один — в 90 страниц убористого текста — написал «старший суворовец» Александр Владимиров, другой — в 20 страниц,— что называется, сокращен, переработан и одобрен советом Минобрнауки (сейчас Минпросвещения) по кадетскому образованию. Впрочем, ключевые формулировки совпадают.

Основная идея заключается в том, что «кадетское образование призвано реализовать государственный и социальный запрос на воспитание граждан России как убежденных патриотов, готовых служить Отечеству, защищать его с оружием в руках». Кадеты видятся разработчикам концепции «идейным и организующим фактором патриотической «мягкой силы» в политически чрезвычайных и социально кризисных для России ситуациях». По их замыслу место «либеральных установок», формирующих «экономически мотивированных потребителей со стандартами мышления и поведения в духе «общечеловеческих ценностей, толерантности и прав человека»», должна занять «приверженность ценностям православия».

Кадетам, согласно концепции, обещаются прежде всего «получение профессионального образования госслужбы» и «причастность к достойному корпоративному обществу России — кадетскому движению».

Оплачивать кадетское образование планируется за счет бюджета — «отдельной строкой в разделах, связанных с обороной, образованием, культурой и государственным управлением». И плюс к тому из региональных и муниципальных бюджетов, с помощью грантов, средств благотворителей и спонсоров.

В расширенной версии концепции (та, что в 90 страниц) речь идет уже о разработке отдельного закона «О системе кадетского образования», создании органов управления кадетским образованием при федеральном и региональных министерствах просвещения (так и вырисовывается желанная кадетская вертикаль), а также выпуске единого учебника «Основы военной службы», включении офицеров-воспитателей в номенклатуру должностей педагогических работников, унификации кадетской формы, создании «специального блока по «Основам православной военной культуры»». И наконец — строительство в каждом федеральном округе «Дома кадет России» и «Музея истории кадет России».

Если концепция будет утверждена в запланированный срок — до конца года, то уже в 2025 году, по плану разработчиков, выйдет «первый полный выпуск кадетских образовательных организаций по новым государственным требованиям и законодательным нормам».

— Кадетские корпуса — это элитные организации: отбор и по здоровью, и по мозгам,— замечает в разговоре с «Огоньком» Александр Владимиров.— 5–8-е классы кадет должен жить в казарме, в этом возрасте это стая. А с 9-го класса расселять по 2–3 человека. Такой возраст, нужно личное пространство… Кадетская педагогика!

— Дети как пластилин: можно слепить либо доброе начало, либо плохое,— отмечает Дмитрий Нестеров.— Одно дело, когда с детьми работает боевой офицер, сам прошедший суворовское училище, понимающий, как воспитать из ребенка будущего защитника Родины. Тогда в корпусе — дисциплина и порядок. А если приходит человек, которому ничего не надо, то он и говорит: «Детка, фуражку забыл! Ну да ладно». Это ничего особенного не значит, деточке ведь этого не надо. С этого начинают пропадать целые цивилизации.

Концепция кадетского образования пока не утверждена, однако на последнем съезде Открытого содружества суворовцев, нахимовцев и кадет России министру просвещения и председателю совета по кадетскому образованию Ольге Васильевой делегаты заочно выразили «»суворовскую» благодарность». Хоть она и не боевой офицер…

История кадетского образования в России ведется с петровских времен. Но в последние сто лет она не раз прерывалась и начиналась заново — об этом архив «Огонька»

Источник

Похожие записи