Культура

«Поругание Лукреции» в «Новой опере»

«Поругание Лукреции» в «Новой опере»

Ненасильственное сопротивление материала

Год музыки Великобритании в России набирает обороты: следом за камерными концертами, научными семинарами и распределением грантов настал черед оперной премьеры. Театр «Новая опера» показал «Поругание Лукреции» Бенджамина Бриттена в постановке Екатерины Одеговой. Оказалась ли созвучна современности древняя история, выясняла Татьяна Белова.

«Поругание Лукреции» — вторая опера Бриттена, ровесница лаконичного прикладного «Путеводителя РїРѕ оркестру для детей Рё юношества», частого гостя РЅР° театральных Рё филармонических подмостках, РІ том числе РІ Р РѕСЃСЃРёРё. Р?С… СЂРѕРґРЅРёС‚ РЅРµ только РіРѕРґ сочинения, РЅРѕ Рё творческий метод. РћР±Р° сочинения актуализируют архаические формы (фуга Рё вариации РЅР° старинную тему Пёрселла РІ «Путеводителе», античная трагедия СЃ комментирующим С…РѕСЂРѕРј Рё баховская ораториальная манера РІ «Лукреции»). Р’ РѕР±РѕРёС… музыкальный язык прозрачен Рё отточен — оркестровые партии «Поругания Лукреции», особенно арфы Рё контрабаса, вполне достойны страниц учебника или путеводителя, демонстрирующего возможности РіСЂСѓРїРї Рё отдельных инструментов. РќРѕ «Путеводитель» создавался СЃ учебными целями, Рё его мастерская методичность РЅРµ решает драматургической задачи. Р’ опере же РѕРЅР° должна быть поставлена РЅР° службу действию, Рё постановщикам «Поругания Лукреции» приходится решать чрезвычайно сложные задачи.

Повествовательная структура «Поругания», выбранная Бриттеном и его соавторами, либреттистом Рональдом Дунканом и вдохновителем проекта Эриком Крозье, почти не предполагает открытого драматизма. Вместо столкновения характеров, необходимого для развития захватывающего зрителя действа, авторы разворачивают перед зрителем набор зарисовок. Рассказчики — Мужской хор и Женский хор, каждый представлен одним голосом,— смотрят на случившуюся в Риме эпохи царей историю через толщу времени, изменившуюся мораль и современный опыт. Современный Бриттену, заметим,— и отдельные пассажи либретто, такие как «дом творится руками женщины», сегодня выглядят далекими от актуальности, а пафосные выкрики «Рим для римлян, долой этрусков», в 1946 году означавшие призыв к бунту против тирании, в 2019-м выглядят этическим анахронизмом (и взывают к активной позиции постановщиков). Бриттен и Дункан излагают языческий сюжет о добровольном самоубийстве за свершенное не по доброй воле прелюбодеяние с позиций христианской морали, славя смерть во искупление чужих грехов. Упрощают ли они этим разговор о природе насилия или, напротив, усложняют, ведь умиротворяющий финал вместо предписанной каноническим сюжетом клятвы мести только умножает трагичность ситуации?

Ответа РЅР° этот РІРѕРїСЂРѕСЃ спектакль «Новой оперы» РЅРµ дает. Режиссер Екатерина Одегова, художник Этель Р?ошпа Рё драматург Михаил Мугинштейн помещают Лукрецию (Мария Патрушева) РІ рамку прерафаэлитской декоративности Рё покрывают ее телесные Рё душевные страдания мутной тяжелой РІРѕРґРѕР№ видеопроекции. Однако РЅР° этом попытки отрешиться РѕС‚ приземленной реальности Рё рассказать историю адекватными партитуре средствами ограничиваются. Тарквинию (Дмитрий Орлов) предписано сублимировать недостойные желания отжиманиями, что ожидаемо РЅРµ помогает; Мужской С…РѕСЂ (Георгий Фараджев) вовлечен РІ насилие над героиней, вероятно, ради демонстрации мужской солидарности; женская мудрость Рё готовность помочь маркируются размашистыми объятиями Рё безмолвным ломанием СЂСѓРє Женского С…РѕСЂР° (Наталья Креслина). Чуть менее одномерными выглядят Люция Рё Бьянка: Кристина Бикмаева Рё Р?СЂРёРЅР° Ромишевская РЅРµ тонут РІ попытках примирить бесстрастность авторского языка СЃ законами отечественного психологического театра, требующего переживать РЅР° сцене Рё индуцировать сопереживание РІ зрительном зале.

«Поругание Лукреции» — камерная опера без многолюдного С…РѕСЂР° Рё оркестра. Каждый голос человека или инструмента прописан Бриттеном отчетливо Рё выпукло. Партитура представляет СЃРѕР±РѕР№ сплетенные РІ постоянном звенящем напряжении выразительные высказывания. РќРѕ именно этого выразительного многоголосия Рё недоставало РІ «Новой опере». Патетическая отрешенность пассионов превратилась РІ вялость, преодолеть которую РЅРµ СЃРјРѕРі Рё РЇРЅ Латам-Кёниг Р·Р° пультом. Р? хотя Бриттен отнюдь РЅРµ редкий автор для СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… театральных Рё концертных площадок, всерьез его музыка Сѓ нас РЅРµ приживается.

Неудача «Поругания Лукреции» тем обиднее, что РЅР° РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёС… сценах регулярно случается успешное погружение РІ бриттеновский стиль. Еще недавно были «Сон РІ летнюю ночь» РІ РњРђРњРўРµ Рё «Билли Бадд» РІ Большом, промелькнул «Поворот винта» РІ той же «Новой опере». Буквально накануне новооперной премьеры, 25 апреля, РІ ГМР?Р? имени Пушкина РїРѕРґ СЌРіРёРґРѕР№ того же РіРѕРґР° музыки Великобритании РІ Р РѕСЃСЃРёРё состоялся концерт английской музыки ХХ века, РіРґРµ стремительно пронеслась «Ночная почта», исполненная камерным ансамблем солистов РїРѕРґ руководством Романа Минца (СЃ участием контратенора Уильяма Тауэрса РІ качестве чтеца), Р° РІ памяти меломанов живет давнее исполнение «Военного реквиема» РІ РљР—Р§ РїРѕРґ управлением Владимира Юровского. РќРѕ РЅРё РѕРґРёРЅ РёР· этих проектов РЅРµ задерживается РІ РњРѕСЃРєРІРµ надолго. Как будто та же мутная тяжелая РІРѕРґР°, что РІ разных ракурсах доминирует над сценой РІ «Поругании Лукреции», СѓРЅРѕСЃРёС‚ РёР· РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ музыкального пространства РІСЃРµ РїРѕ-настоящему важное, связанное СЃ музыкой Бриттена.

Источник

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *