Стиль

Из музея в ОАЭ исчез «Спаситель мира» да Винчи

«Спасителя» больше нет? Из Лувра исчез да Винчи

NYT сообщает, что из филиала Лувра в Абу-Даби пропала картина Леонардо да Винчи «Salvator Mundi». Эксперты называют полотно, на котором изображен Иисус Христос, «религиозной версией «Мона Лизы» и апогеем творчества итальянского художника. В последние несколько лет профессионалы спорили о подлинности шедевра и поражались тем, что картину приобрели богатейшие люди Ближнего Востока за рекордную сумму. «Газета.Ru» — о том, как мир потерял «Спасителя».

Издание The New York Times сообщило о пропаже картины Леонардо да Винчи «Спаситель мира» («Salvator Mundi») из филиала парижского Лувра в Абу-Даби, столице ОАЭ. Изображение Иисуса Христа, которое приписывают кисти легендарного художника, планировали продемонстрировать посетителям музея еще в сентябре 2018 года, но по неизвестным причинам выставка отменилась.

В мире найдется достаточное количество произведений искусства, которые вызывали схожий общественный резонанс, но несколько лет назад «Спаситель мира» привлек особенное внимание аристократов из стран Персидского залива. Первым предметом для бурных обсуждений стала подлинность картины — творчеству да Винчи подражали многие его современники и последователи, поэтому установить авторство крайне сложно.

В ноябре 2017 года «Salvator Mundi» был выставлен на аукционе Christie’s и стал самой дорогой работой, когда-либо проданной на торгах — анонимный покупатель приобрел произведение искусства за $450,3 млн. Спустя некоторое время источники рассказали, что щедрым знатоком искусства оказался принц Бадер бин-Абдулла бин Мохаммед бин Фархан Аль-Сауд, возможный претендент на трон Саудовской Аравии (один из 5000). Эта информация стала доступна не благодаря сговорчивости официальных представителей элитного аукциона, а силами инсайдеров, которые смогли раздобыть личные данные нового владельца.

Интересным в истории с покупкой изображения Христа стало то, что до этого имя принца Бадера не было зарегистрировано как в списках Christie’s, так и других аукционных домов — самая дорогая в мире картина стала его первым приобретением. Эксперты New York Times предположили, что идея подобной инвестиции на самом деле принадлежала куда более известному ценителю прекрасного крон-принцу Мохаммеду бин Салману — до этого родственники были партнерами по бизнесу.

Специалисты из мира искусства задались закономерным вопросом, когда имя покупателя перестало быть тайной — зачем шедевру, изображающему пророка, «переезжать» на Ближний Восток? В исламе художникам категорически запрещено даже пытаться создавать изображение Бога и его пророков, но любовь к искусству, очевидно, оказалась сильнее.

Через месяц после загадочного аукциона департамент культуры Абу-Даби заявил, что у него в руках оказался тот самый «Спаситель мира», которого они планировали выставлять в своем филиале Лувра. Несмотря на совсем юный возраст музея — он открылся в ноябре 2017-го — его экспонатам могли бы позавидовать многие мировые культурные центры. На площади 24 тыс. кв. м уже тогда было выставлено около 300 произведений, собранных в несколько коллекций с помощью всемирно известных арт-дилеров и сотрудничества со старейшими музеями Европы. В коллекцию вошла «Прекрасная Ферроньера» все того же Леонардо да Винчи, Тициан и его «Дама у зеркала», а также работы таких мастеров, как Пабло Пикассо и Рене Магритт.

Тем не менее, показ наделавшей шума картины был отменен без объяснения причин — тот же отдел, что немногим ранее объявил о сенсационном дополнении своей коллекции, отказался разговаривать с прессой, а сотрудники в частном порядке признались представителям СМИ, что расположение еще одного шедевра Леонардо им неизвестно. Официальный представитель парижского Лувра, выдавшего выставочному комплексу в Абу-Даби лицензию на название, также не смог определить местоположение «Спасителя мира».

Информацией не владеет даже французское правительство, которому принадлежит Лувр, и пропажа «Salvator Mundi» может подорвать ход мероприятия, запланированного на осень 2019-го года. В этом году мир празднует 500-летие со смерти Леонардо да Винчи, и многие выражают надежду на то, что картину еще успеют найти до открытия грандиозной выставки.

Профессор Нью-Йоркского Института изящных искусств Диана Модестини выразила мнение, что руководство а Абу-Даби изначально поступило нечестно, потому что не показывать любителям искусства «произведение искусства такой редкости» равносильно «трагедии».

Оксфордский историк Мартин Кемп вошел в состав экспертов, занимавшихся изучением картины, и в разговоре с NYT назвал ее «религиозной версией «Мона Лизы» и «сильнейшим заявлением Леонардо о туманности божественного».

Источник

Похожие записи